Верстовой столб
На въезде в Табагу стоит памятный столб, отмечающий границу старинного ямщицкого села.
На нем эмблема общественного движения потомков Государевых ямщиков - дуга с колокольчиком

Якутская городовая почтовая станция Иркутско-Якутского тракта образовалась в 1698 году. Именно она положила начало строительству самого длинного в мире тракта — от Петербурга до Охотска, связующим звеном которого значился Якутск, он стал опорным пунктом нового тракта.

А первой остановкой на тракте была Табага, где государевы ямщики менялись, отдыхали, отогревались.



До XVII века Якутия жила в полной географической изолированности от Большой земли. Служилые люди, пришедшие вслед за первопроходцами и в буквальном смысле продиравшиеся через тайгу, о дорогах в далекий город Якутск не знали более 100 лет.

Иркутско-Якутский тракт проходил по левой стороне реки Лены по тайге, через притоки, по каменистому берегу — это была одна из самых длинных и тяжелых дорог Сибири с огромными расстояниями между станциями. На всем пути было расположено только 28 станций. В 1778 году их насчитывалось уже 36, а к 1917 году — 66. Всего между Иркутском и Якутском было проложено 126 станций.

До недавнего времени в Табаге, во дворе дома № 22 по улице Центральной, стоял старинный верстовой столб – свидетель исторического пути ямщиков. Сельчане предполагают, что ему около 200 лет. Сейчас он в музее села.
С 1805 году по государственному указу верстовой столб должен быть деревянным,
с четырьмя срезанными гранями, на которых со всех сторон ставили цифры, показывающие пройденное расстояние от крупного города или ближайшей почтовой станции. На каждой из станций был "нулевой" столб, а в городах счет пути вели от почтампа
Якутская городовая почтовая станция находилась от ближайшей Табагинской ямщицкой станции на расстоянии многих верст, по которым в зимний период мчались удалые ямщицкие тройки лошадей, оглашающие своим колокольным звоном окрестности.

Ямщицкая служба в те далекие времена была суровой и очень трудной. Заселение отдаленных мест якутского края ссыльными крестьянами совершалось по инициативе царского правительства.

Создание почтовых станций и ямщицкой гоньбы способствовало передвижению ссыльных и перевозке транспортной клади. Подавляющее большинство ямщиков состояло именно из крестьян-каторжан. Ссыльные ямщики и извозчики не имели права на свободное перемещение и смену места жительства в пределах почтовых станций Иркутско-Якутского тракт

Команда исследователей общественной организации «По следам государевых ямщиков» в 2017 году проехала по ямщицкому тракту от Иркутска до Якутска, по местам ямских поселений. Они объехали, собирая почту, все 126 почтовых станций.

Экспедиция была посвящена 385-летию вхождения Якутии в состав Российского государства, 275-летию становления Иркутско-Якутского почтового тракта, 220-летию святителя Иннокентия (Вениаминова).

По следам экспедиции было принято решение об установке ямщицких столбов. На территории Якутии и Иркутской области они уже установлены, есть решение поставить верстовые столбы от Сакт-Петербурга до Охотска.
Made on
Tilda